Процесс обучения

Процесс обучения
   — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности. В П.о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты - учитель и ученик. Как элементы П.о. могут теоретически рассматриваться в динамике и на каждом этапе цели и содержание образования, мотивы субъектов обучения, формы его организации, средства и результаты. Усвоение каждой дидактической единицы содержания образования приводит к изменению других элементов П.о., к переходу их от одного состояния в другое. Взаимодействие и взаимовлияние всех названных элементов составляет педагогический механизм П.о.
   Функции П.о. обусловлены базисным законом, детерминирующим само его существование: объективной общественной потребностью в обучении и усвоении молодым поколением социального опыта для его воспроизведения и развития. Закон раскрывает осн. противоречие и движущие силы обучения - рассогласованность между развивающейся потребностью общества в обучении молодёжи и уровнем подготовки молодёжи к выполнению ожидаемых социальных функций. Цель, кроющаяся в противоречии (организация усвоения социального опыта), порождает П.о.; внутренний источник его самодвижения - постоянная смена учебно-познавательных задач, по мере решения которых перед учащимися ставятся новые цели и задачи. Логика постановки и решения этих задач воплощает сценарий обучения.
   П.о. рассматривается на четырёх уровнях: теоретическом (обобщённой модели); отдельных учебных предметов; проекта конкретного осуществления П.о. в форме плана для каждого урока и системы уроков; реальном, на котором осуществляются первые три проектных уровня. П.о. отличает три группы свойств: две - инвариантные и одна - вариативная. Первая инвариантная группа характерна для любого вида обучения независимо от времени, места и т.д. Это - неподменяемость другими путями функции организации усвоения молодым поколением социального опыта; единство преподавания, учения и содержания образования; единство содержательной и процессуальной сторон обучения; взаимосвязь формы предъявления преподавателем учебной информации и воспроизводящей деятельности учащихся; наличие в обучении исходных мотивов у учителя и учащихся, адекватных целям и функциям обучения; обязательность одной из организационных форм обучения; результативность в виде разностороннего влияния на личность учащегося.
   Вторая группа инвариантных свойств отличает обучение определённой цивилизации, специфического социального организма; т.е. направленность воспитания и образования и развитие личности человека; соотношение общего образования с жизнью общества; формирование социально ценной активности личности и её готовности к самореализации. Вторая группа свойств содержательно наполняет первую. Вместе с тем их реализация зависит от педагогического сознания общества.
   Вариативная группа признаков П.о. обусловлена конкретным временем и зависит от знаний учителя, его гражданских и профессиональных воззрений и воли.
   Знание свойств П.о. помогает определить сферу поисков закономерностей воспитывающего обучения, область возможных педагогических инноваций, пути повышения эффективности обучения и качества образования и устранения недостатков. Сложность установления закономерностей П.о. привела к попыткам преодолеть её путём определения аспектов процесса, для которых эти закономерности поддаются формулировке. Ю.К. Бабанский выделил (1983) такие дидактические закономерности, как зависимость П.о. от общественных потребностей, связь его с образованием, воспитанием и развитием как сторонами целостного процесса обучения, зависимость от возможностей учащихся и внешних условий. Можно выделить несколько видов закономерностей П.о.: структурные, системные, эволюционные, функциональные, исторические.
   Средством познания и управления П.о. является его моделирование. Педагог имеет обширное пространство для творческой конкретизации методик, средств и путей проектирования и построения учебного процесса в целом и каждого его урока в частности. Единственное ограничение этого пространства - детерминация П.о. его моделью, логикой и основными, инвариантными свойствами.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 226-227)
   Ч312.21

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Смотреть что такое "Процесс обучения" в других словарях:

  • процесс обучения — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN learning process …   Справочник технического переводчика

  • ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе к рой решаются задачи развития и воспитания личности. В П. о. участвуют во взаимосвязанной деятельности его субъекты учитель и ученик. Как элементы П. о. могут …   Российская педагогическая энциклопедия

  • процесс обучения — 3.8 процесс обучения (training process): Методы, посредством которых учебная организация передает знания кандидатам. Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • процесс обучения — mokymo procesas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Ilgalaikė mokytojo ir mokinių pažintinė ir praktinė sąveika, per kurią mokiniai įgyja teorinės ir praktinės patirties ir pasirengia savarankiškai veikti. Šis procesas pedagogikos istorijoje… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — ПРОЦЕСС (от лат. processus – продвижение) ОБУЧЕНИЯ. Взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи обучения и общего развития учащихся. Успешность П. о. прежде всего зависит от подготовки преподавателя, его владения… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Процесс обучения — Имена существительные     ОБРАЗОВА/НИЕ, обуче/ние, просвеще/ние, уче/ние и уче/нье, учёба.     Процесс получения, усвоения человеком систематизированных знаний и навыков в специально предназначенных для этого учебных, образовательных заведениях,… …   Словарь синонимов русского языка

  • Процесс обучения — определенным образом организованные деятельности обучающегося и обучающего по диагностике, планированию, созданию условий, реализации, оцениванию и коррекции обучения …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ЛИЧНОСТНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ — сочетание нормативно сообразного социальной задаче общества обучения и учения, как индивидуально значимой деятельности отдельного субъекта, в которой реализуется опыт его жизнедеятельности [92; 100] …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • процесс — 4.25 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. [ИСО 9000:2005] Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ПРОЦЕСС ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ — процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у учащихся профессионального мастерства …   Профессиональное образование. Словарь

Книги

Другие книги по запросу «Процесс обучения» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»